Принять в семью ребенка – это ответственный шаг, который требует от родителей не только огромного эмоционального вклада, но и серьезной подготовки. Помощь семьям, принявшим такое решение, оказывает Школа приемных родителей, которая стартовала в 2024 году под кураторством Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
Работает она на базе Областного социально-реабилитационного центра для детей и молодых инвалидов. С марта по декабрь 2024 года обучение здесь прошли 177 человек: 52 супружеские пары и одинокие граждане.
По словам заведующей отделением сопровождения семей с детьми Пензенского областного социально-реабилитационного центра для детей и молодых инвалидов Ольги Богатыревой, свыше 20% обучившихся в течение 2024 года приняли в семью ребенка. Она отметила, что чаще всего это дети, которые являются родственниками, но также забирают в новую семью ребят из детского дома или временно оставшихся без попечения родителей. Всего на воспитание в замещающие семьи в прошлом году поступили 32 ребенка.
Наталия Николаева взяла временную опеку над дочерью своего старшего брата. И пятилетняя Виктория Моночкова обрела новую семью с сентября 2024 года.
«Случилось несчастье – умерла мама у Виктории. И ни секунды не думая, я сказала, что забираю ребенка к себе. С тех пор она у нас. Мы отучились в Школе приемных родителей и прошли довольно-таки долгий период для того, чтобы восстановить в правах отца девочки, так как он не был записан как отец. Мы доказывали через ДНК и через суд, что это наша девочка», – рассказала мама.
Наталия Николаева также поделилась, что мужчина работает в Москве вахтовым методом, поэтому не может в полной мере заниматься воспитанием ребенка.
«Один мужчина, в сельской местности, сами понимаете», – добавила она.
Мама отметила, что вся эта процедура длилась около четырех месяцев и девочка какое-то время провела в приюте. В настоящий момент Виктория посещает реабилитационные занятия в центре.
«Ребенок психологически нормально себя чувствует в нашей среде. Она дома у нас бывала, я ее с рождения фактически курирую – как она родилась, мы ее из роддома забирали, и каждый раз, когда приезжали из Пензы в деревню, привозили одежду, подарки», – рассказала она.
Теперь девочка вливается в новую жизнь, привыкает к новому дому, ходит в детский сад.
А семья Митякиных еще только готовится стать приемными родителями.
«Решение принять в семью ребенка у нас уже созрело давно. Наш кровный ребенок поздний, мне уже 40 лет и супруг уже в возрасте, поэтому мы планировали взять из детского дома кого-то, но так получилось, что у нас и своя родилась», – рассказала Елена Митякина.
С появлением дочки Софии у родителей желание взять приемного ребенка не прошло, а наоборот, укрепилось.
«Мы посещаем религиозные мероприятия, ездим по святым местам, и все-таки высшие силы хотели, чтобы у нас был и кровный, и приемный ребенок. Может быть, это такой подарок нам. Лучше, когда в семье два ребенка, чтобы они росли дружно, друг другу помогали, друг у друга учились, поддерживали друг друга», – добавила мама.
Родители отметили, что на всем пути планирования пополнения в семье им помогают сотрудники центра, которые как консультируют, рассказывают о том, какие документы необходимо собрать для усыновления или удочерения, так и помогают советами с психологической и воспитательной стороны.
Отец Евгений Митякин отметил, что он с удовольствием отучился в Школе приемных родителей. Он добавил, что даже большие семьи, где есть уже четверо детей, стремятся принять в семью ребенка из детского дома.
Как только кровной дочери исполнится два года, Елена и Евгений Митякины планируют взять в семью девочку до четырех лет.
Новый поток занятий в Школе приемных родителей начнется с 18 января. В 2025 году обучатся здесь будут более 200 граждан.
«Мы разработали программу, которая включает в себя самые важные и актуальные вопросы. Это вопросы, связанные в первую очередь с мотивами самих родителей, зачем они хотят взять ребенка в семью. Затем мы даем полностью нормативную базу, какие обязанности и права есть у приемных родителей и детей. Далее идет крупный психологический блок – мы обязаны подготовить родителей к разным жизненным ситуациям, чтобы он мог иметь реальные инструменты взаимодействия с ребенком», – рассказала заведующая отделением сопровождения семей с детьми Пензенского областного социально-реабилитационного центра для детей и молодых инвалидов Ольга Богатырева.
Программа, подготовленная педагогами-психологами для желающих стать приемными родителями, рассчитана на 30 часов: каждая учебная группа по выходным будет посещать пять занятий, которые будут длится шесть часов.